Известная фраза «Снег сошел, сошел асфальт» типична для территории всей Российской федерации. Каждую весну от Владивостока до Калининграда СМИ пестрят сообщениями и репортажами о катастрофическом состоянии дорог после снеготаяния. Мероприятия по выборочному и «ямному» ремонту дорог, делают из них лоскутное одеяло.
Плохое качество дорожного покрытия несет огромный вред экологии страны: перегазовки транспортных средств провоцируют повышенные выбросы выхлопных газов, в состав которых входят оксид углерода (СО); оксиды азота NOx (в пересчете на диоксид азота); углеводороды (СН); сажа; диоксид серы (SO2); соединения свинца; формальдегид; бенз(а)пирен, ведут к перерасходу топлива, повышенному износу ходовой части транспортных средств. Асфальтобетонные покрытия требуют ремонта каждые 3-5 лет, что тоже ведет к ухудшению экологической обстановки: дорожные фирмы, выполняющие ремонты, оснащены мощными асфальтоукладчиками, катками, самосвалами, которые выбрасывают тонны выхлопных газов.
Россия занимает 5-е место в мире после США, Индии, Китая, Бразилии по протяженности дорог, 43-е место по протяженности дорог на душу населения и 199-место по плотности автодорог на 1000 км2. Нужно отметить, что с 1990 по 2020 год плотность автодорог выросла в 2, 5 раза. При этом 90% дорог с твердым покрытием не соответствуют по качеству.
Когда дорога есть, это лучше, чем когда ее нет. Но разительное несоответствие затрат и качества мешает порадоваться достижениям. 40 км дороги в Приморье обошлись в 29 млрд руб., в том числе 21 млрд руб. из бюджета, это около 700 млн руб., или 17 млн евро за 1 км. Для сравнения: цена строительства 1 км четырехполосной магистрали в Китае – $2,9 млн, в Бразилии – $3,6 млн. В соседней Финляндии, где природные условия близки к нашим, а рабочая сила дороже, средняя стоимость километра трассы первого класса – 5 млн евро, рассказывала «Ведомостям» министр транспорта Мерья Кюлленен. (https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2012/06/20/dorozhnye_zhaloby)
В докладе 2011 года, подготовленном экспертами Межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог», (https://v1.ru/text/auto/2011/07/07/53807751/) из-за неразвитости плохого качества дорожной сети Россия будет ежегодно терять по 9-12,5 процента от валового внутреннего продукта (ВВП), если не сумеет за десять лет выйти на финансирование дорожного строительства на уровне 4,5-5 процентов от ВВП. По оценкам специалистов, доля транспортных затрат в конечной цене на российскую продукцию составляет 15-20%, тогда как в США и Европе этот показатель колеблется в пределах от семи до десяти процентов. В России высокие расходы на транспорт обусловлены, в первую очередь, низкой плотностью дорог. Например, в России на один автомобиль приходится около 19 метров дорог с твердым покрытием, тогда как в Финляндии – 68 метров, во Франции – 50.
Следует отметить, что плохие дороги влияют и на безопасность езды: каждое третье ДПТ в России происходит из-за плохих дорог.
Если оглянуться вокруг и заглянуть в прошлое, можно найти решения выхода из сложившейся ситуации. Ситуацию можно исправить, если заменить покрытия автодорог из применяемых традиционно асфальтовых смесей на бетонные. Точнее – железобетонные.
Первая бетонная дорога была проложена в 1893 г. в США и до сих пор она в эксплуатации. В тридцатых годах прошлого столетия покрытие уже стало использоваться и в европейских странах. По количеству дорог, сделанных из бетона, лидерство продолжает держать Америка – от общего объема их здесь 65,3 процента, в Китае этот показатель составляет 63%, в Германии с 1936 года активировалось строительство автобанов, и спустя 85 лет с момента строительства они и сегодня активно эксплуатируются, достигнув протяженности около пятидесяти процентов. Более 75% высоконагруженных дорог Австрии выполнены из бетона. В России таких дорог менее 3%, не смотря на разработанные альбомы типовых решений «жестких» дорожных покрытий, в которых отмечаются их положительные качества: прочность, долговечность, меньшие расходы на обслуживание, бесшумность, хорошее сцепление с протектором шин, уменьшение расхода топлива, отсутствие формирования колейности и др.
50 лет назад специальные бетоны предназначались для уникальных сооружений. Сегодня с применением различных добавок мы можем создать практически любой бетон по приемлемой стоимости.
Об экономике:
Стоимость асфальтобетона – 6000-7000 руб/м3
Стоимость бетона B30W10F300 – 3000-5000 руб/м3 (такой бетон используется для строительства взлетно-посадочных полос!), с учетом увеличения стоимости на армирование (7400-8500 руб/м3), стоимость покрытия составит в материалах – до 14 000 руб/м3.
При этом опыт европейских дорожников свидетельствует о безремонтном периоде асфальтобетонного покрытия – до 12 лет, а железобетонного – до 30. Практика Российского дорожного строительства показывает безремонтный период асфальтобетонного полотна не более 5 лет. Таким образом, затраты на строительство «бетонки» только по материалам окупятся в 1,5 – 2,5 раза. Эксплуатация дорожной техники? Выбросы?
Понравилась эта статья? Тогда, жми:
Присоединяйтесь на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте: